Из запасников достали одежду, ковры и берестяные предметы. Их в свое время в прямом смысле с риском для жизни собирали первые сотрудники музея. В 30-е годы они отправлялись в этнографические экспедиции по стойбищам, а затем бережно сохраняли вещи, несмотря на все запреты.
Расшитые халаты - для посетителей сегодня экзотика, для нанайцев, удыгейцев в те годы - повседневная или праздничная одежда. Традиционные узоры было принято наносить буквально на каждую вещь, тем самым защищая ее хозяина от неприятностей. И мастерицы едва ли предполагали, что творят искусство. Об этом задумались ученые почти сразу, как появился художественный музей в Хабаровске. Правда, то, что удалось привезти из дальних экспедиций в конце 30-х, на время пришлось отложить в дальний ящик.
- Было время, когда народное искусство стало считаться вредным, особенно те вещи, которые относились к культовым, относились к шаманизму, был даже такой приказ, по которому эти вещи нужно было уничтожить и они букально прятали их, - рассказывает Ольга Коновалова, зав. отделом народного искусства ДВХМ.
В 1937 году отчасти из-за истории с народным искусством первого директора музея расстреляли. Однако коллекция сохранилась и начала активно пополняться в 60-е годы: ковры с традиционными узорами, шапки, обувь и даже халат из рыбьей кожи от известных мастериц. При этом, заметили в музее, некоторые рисунки на нанайской и ульчской одежде похожи на китайские.
- Некоторые орнаменты действительно напоминают китайскую вышивку, действительно в 19-м веке были очень тесные торговые связи между народами Амура и маньчжурами, китайцами, поэтому считалось естественным заимствовать шелковые нитки, шелковую ткань, - говорит Анастасия Берковская, работник ДВХМ.
Выставить искусство народов Приамурья в художественном музее решили впервые за долгое время. Увидеть традиционную одежду и вышивку хабаровчане смогут в течение нескольких недель.